Глава 1. Основные положения
|
|
Статья 1
1. Челябинская область - субъект Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Область устанавливает свой статус, принимает законы и иные нормативные правовые акты, строит взаимоотношения с Российской Федерацией и другими ее субъектами на основе принципа равноправия субъектов Российской Федерации, провозглашенного Конституцией Российской Федерации.
4. Область в целях улучшения социально - экономического развития и благосостояния населения обладает самостоятельностью в той мере, в какой она не нарушает Конституцию Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации.
5. Статус области не может быть изменен без ее согласия. Изменение статуса и наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены на основе волеизъявления большинства граждан, проживающих в области, обладающих избирательным правом.
Статья 2
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2. В области признается и гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, общепризнанными принципами и нормами международного права.
3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
5. В области признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной.
6. В области признается многопартийность. Все общественные объединения равноправны и равны перед законом.
7. В области гарантируется свобода вероисповедания, отправления религиозных обязанностей.
Статья 3
1. В области создаются возможности для удовлетворения экономических, образовательных, культурных и иных потребностей проживающих на ее территории национальных меньшинств.
2. Органы государственной власти области обеспечивают становление и развитие национальных, этнических и культурных традиций области.
Статья 4
1. Источником власти в области является народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.
Статья 5
1. В области признаются и защищаются равным образом все формы собственности.
2. Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения, проживающего на территории области.
3. Область признает и гарантирует на своей территории единство экономического пространства Российской Федерации и свободу экономической деятельности.
Статья 6
1. Область входит в состав Российской Федерации и неотделима от нее.
2. На территории области распространяется суверенитет Российской Федерации.
3. Область строит свои отношения с Российской Федерацией в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, настоящим Уставом исходя из принципа взаимного уважения и ответственности на основе разграничения предметов ведения и полномочий.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, федерального законодательства и иных договоров между областью и Российской Федерацией.
Статья 7
1. Территория области является составной частью единой территории Российской Федерации.
2. Границы области могут быть изменены лишь по взаимному соглашению между областью и соответствующими субъектами Российской Федерации. Граница области с Казахстаном совпадает с государственной границей Российской Федерации, и ее положение и правовой режим определяются законом Российской Федерации.
3. Вопрос об изменении границ области должен быть вынесен на референдум в тех административно-территориальных единицах, которых касается изменение границ с последующим рассмотрением и утверждением на заседании законодательного (представительного) органа области.
4. Изменение границ области утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Административно-территориальное устройство области регулируется законодательством области.
Статья 8
1. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Система органов государственной власти области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, Уставом и законами области.
3. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
4. Государственную власть в области осуществляют:
а) Законодательное собрание области - законодательный (представительный) орган власти;
б) Глава администрации области - Губернатор области - высшее должностное лицо исполнительной власти области, Правительство области - исполнительно- распорядительный коллегиальный орган и иные органы исполнительной власти области. Наименования Глава администрации области и Губернатор области равнозначны; Глава администрации области, Правительство и иные органы исполнительной власти области являются администрацией области (в ред. Закона Челябинской области от 17.04.97 N 11-ЗО);
в) суды Российской Федерации и Уставный суд области (в ред. Закона Челябинской области от 23.01.97 N 1-ОЗ).
5. В области не могут действовать органы государственной власти, созданные не в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящим Уставом и законами области
(в ред. Закона Челябинской области от 23.01.97 N 1-ОЗ).
Пункт 6 исключен. - Закон Челябинской области от 23.01.97 N 1-ОЗ.
Статья 9
1. Законодательный (представительный) орган области обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Глава администрации области вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Статья 10
1. В области признается и гарантируется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
Статья 11
1. Область вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации экономические и иные договоры в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, настоящим Уставом и законами области.
2. Область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, заключать международные внешнеэкономические договоры (соглашения) в пределах, представленных Конституцией Российской Федерации и законами области.
|